Эконометрика — подход сбалансированного экономического и математического моделирования бизнес-процессов. Использование математических методов обработки данных о компании, о внешней среде окружения, ее внутренних и внешних процессах дает возможность смоделировать текущее положение, тенденции развития и будущие состояния рынка компании.
Варианты использования эконометрических моделей:
1
Моделирование альтернативных бизнес-ландшафтов;
2
Расчет будущих шагов конкурентов;
3
Разработка прогноза как входной информации процесса планирования;
4
Оперативная поддержка процессов принятия решений.
Типовой набор прогнозируемых показателей:
Рыночные цены товаров;
Объем рыночного спроса;
Объем собственных продаж;
Рыночная конъюнктура;
Структура товарного ассортимента конкурентов.
Пример эконометрической прогнозной модели спроса
Эконометрика или алгоритмические модели?
Эконометрические модели — модели, использующие обучающую статистику и различные факторы, чаще всего описывающие внешнее окружение компании: погоду, курсы валют, стратегии конкурентов, рекламу и т. д.
Алгоритмические модели — модели, использующие обучающую статистику исследуемого показателя и единственный фактор времени.
;Аналитическая прогнозная модель;Алгоритмическая прогнозная модель
Принцип работы;Результат зависит от сочетания факторов;Результат зависит исключительно от времени
Точность прогноза;Более высокая;Более низкая
Возможности анализа;Широкие;Ограниченные
Объем исходных данных;Показатели + факторы;Только показатели
Трудоемкость разработки;Высокая;Низкая
Область применения;Сложные рыночные системы;Циклические процессы, однотипная сезонность
Процесс построения эконометрической модели
Выполнение работ на каждом этапе требует тесного взаимодействия специалистов СЕОС с экспертами клиента. По мере погружения в предметную область возрастают требования к качеству и объемам статистической информации. Результатом экспертного тестирования и опытной эксплуатации модели является ее уточнение.
Применение и разработанные модели
Задачи внешнеэкономической деятельности:
Анализ роста производства;
Анализ структуры международной логистики;
Прогноз продаж в регионе;
Прогноз спроса в регионе.
Задачи стратегического планирования:
Прогноз спроса;
Анализ себестоимости;
Прогноз производства;
Анализ маркетинговых программ.
Среда обитания компании:
Анализ поведенческих характеристик клиентов;
Разработка шаблонов поведения компании в различных состояниях рынка.