Самый простой и распространенный из статистических методов — экстраполяция. Суть его заключается в использовании исторических данных предыдущих периодов для определения общей тенденции и ее «продления в будущее». При этом подразумевается, что все основные факторы, влияющие на исследуемый показатель, продолжат свое действие в обозримом будущем и определенная тенденция останется в силе на ближайший период.
Этот метод хорошо подходит для прогнозирования таких показателей, как объем рынка, величина складских запасов, уровень развития производства. Однако в отношении продаж его применение ограничивается главным образом зрелыми рынками со сложившимся балансом сил и низкой вероятностью качественных изменений, которые могли бы повлиять на ситуацию. Любая неожиданность, нарушающая прежний ход вещей, резко понижает точность прогнозов, основанных на экстраполяции. Как известно, всегда можно с 75%-ной вероятностью сказать, что завтра будет такая же погода, как сегодня, однако у нас за окном дожди то и дело сменяются ясной погодой, а за зимой следует весна.
Еще одно ограничение, налагаемое на применение экстраполяции, заключается в необходимости получения полной и достоверной информации о прошлых событиях. Например, розничные торговые компании используют для прогнозирования данные, полученные со сканеров штрих-кодов на кассах, которые с исчерпывающей точностью сообщают, какие товары были проданы и в каком количестве.
Подобное утверждение не относится к фокус-группам, которые также используются при прогнозировании. Один из основополагающих принципов экспертной оценки заключается в независимости мнений экспертов друг от друга. В фокус-группах, наоборот, все участники ищут единое решение, обмениваясь мнениями, и их конечный вариант совсем необязательно будет объективным.
Наконец, на предварительных этапах прогнозирования, когда необходимо уточнить рыночную ситуацию или просчитать действия конкурентов, могут использоваться ролевые игры.