Технология Vendor Managed Inventory: запасы, которыми управляет поставщик

За прошедшие десятилетия технология Vendor Managed Inventory (VMI) приобрела признание во многих отраслях. То, что когда-то начиналось как эксперимент, сейчас стало бизнес-решением, предпочитаемым тысячами производителей, поставщиков, дистрибьютеров и ритейлеров.

Впервые технология VMI была опробована в 1992 году одним из крупнейших британских производителей спиртных напитков Whitbread Beer Company. С ее помощью Whitbread снизила запас продукции с 8 до 4 дней, а уровень сервиса возрос с 98,6 до 99,3%. Сегодня технологией уже пользуются такие гиганты бизнеса, как Walmart, Procter&Gamble, Gillette, MediaMarkt и многие другие. В России VMI внедрили у себя, например, Coca-Cola, Metro, Real и «Вимм-Билль-Данн».

Основной смысл данной технологии заключается в том, что поставщик берет на себя управление запасом дистрибьютера, т. е. поставщик имеет доступ к информации о запасе дистрибьютера и создает за него заказы на закупку. В этом случае уже можно использовать понятие Collaborated Forecasting, Stock and Replenishment Planning, или совместное с поставщиками и дистрибьютерами прогнозирование, планирование запасов и пополнения. Для примера разберем две разные бизнес-модели.
Типичная бизнес-модель

Когда дистрибьютер нуждается в товаре, он размещает заказ на поставку у поставщика. Дистрибьютер полностью контролирует время и размер размещаемого заказа. Дистрибьютер управляет планированием своего запаса.
Модель запаса, управляемого поставщиком (VMI)

Поставщик получает информацию о запасе и продажах дистрибьютера через канал системы электронных сообщений EDI или через интернет. Поставщик имеет доступ к каждому наименованию, которое хранится у дистрибьютера, видит текущие продажи и берет на себя функции размещения заказа для поддержания запаса дистрибьютера. Для этого поставщик должен обладать необходимыми компетенциями и технологиями в области прогнозирования и пополнения. VMI не меняет право собственности на товар, оно остается таким же, как и без VMI.
Совместное планирование, прогнозирование и пополнение

Совместное планирование, прогнозирование и пополнение (Collaborative Planning, Forecasting and Replenishment, CPFR) является стандартом, направленным на улучшение и поддержку интеграции цепи поставок. CPFR предоставляет лучшие практики по совместному управлению запасами, товарным пополнением и прогнозированием. Информация делится между поставщиками и позволяет удовлетворить спрос покупателя за счет непрерывного процесса пополнения товарного запаса, учитывая все потребности и особенности цепей поставок. Эффективность достигается за счет сокращения затрат на сбыт, товарный аудит, логистику и транспортные расходы всех вовлеченных партнеров. CPFR активно применяется в
процессе внедрения VMI.
Преимущества системы VMI

Основная цель процесса VMI — установление единых с поставщиками и дистрибьютерами целей, направлений и стратегии. Система обеспечивает бизнесу оптимизацию цепей поставок путем снижения товарно-материальных запасов, сокращения затрат и накладных расходов на поддержание запаса, снижения дефицита товаров, увеличения скорости обмена актуальными и точными данными, а также формирования заказа на пополнение товарно-материальных запасов.

Преимущества VMI для производителя:
  • Улучшенный анализ рынка;
  • Лучшее понимание покупательских предпочтений в результате налаживания прямой коммуникации с клиентом;
  • Увеличение продаж и защита от конкуренции за счет снижения отрицательного уровня запасов и оптимизации планирования продаж;
  • Оптимизация ресурсов, снижение уровня товарно-материальных запасов;
  • Сокращение возврата товаров за счет более точного планирования продаж;
  • Поддержка категорийного менеджмента.
Преимущества VMI для дистрибьютеров:
  • Создание и укрепление стратегических преимуществ за счет налаживания надежного канала поставок товаров при уменьшении объема инвестиций;
  • Сокращение времени и затрат на управление процессами пополнения товарно-материальных запасов и осуществления заказов;
  • Увеличение продаж за счет снижения отрицательного уровня запасов.
Планирование последовательного пополнения (CRP)

В оптовой и розничной торговле планирование последовательного пополнения (Continuous Replenishment Planning, CRP) является важным инструментом на стадии внедрения стратегии эффективной потребительской обратной связи (ECR). CRP и VMI — части одного процесса.

CRP — это практика партнерства между каналами дистрибьютеров, меняющая традиционный процесс пополнения и формирования заказов на поставку, основывающийся на штуках в заказе, на формирование заказов, основанных на прогнозируемом товарном спросе.

Система VMI — не для всех

Компания, внедряющая у себя систему VMI должна понимать, что она не сможет использовать её для всех своих клиентов. Целевыми должны быть ключевые клиенты компании с наибольшим товарным оборотом и высоким потенциалом роста. Также проект должен охватывать только клиентов с развитой ИТ-инфраструктурой, у которых существует целостная система учета запасов, продаж и поставок.

Основные требования внедрения системы VMI

Каждый этап внедрения имеет серьезное значение — игнорирование или невыполнение одного из шагов может повлечь серьезные сложности в работе системы VMI. Необходимо уделить достаточно времени для каждого шага внедрения системы. Перед началом внедрения очень важно быть уверенным в стабильной работе системы EDI или другого электронного канала обмена информацией между поставщиком и дистрибьютером.
  • Спонсорство процесса
    Поскольку бизнес-парадигмы постоянно меняются, руководству компании необходимо принять жесткое решение о внедрении нового процесса. Решение о внедрении VMI должно быть спонсировано высшим руководством компании. И об этом стратегическом решении должно быть известно во всей компании. Руководство должно установить все расходы и трудовые затраты, которые понадобятся в процессе внедрения и обслуживания данной системы. Дистрибьютер также должен будет принять тот факт, что третья сторона управляет его запасами.
  • Осведомленность персонала
    Все сотрудники, особенно те, кто непосредственно отвечает за управление запасом, должны быть погружены в детали проекта. Без их подтверждения проект не заработает. Сотрудники должны понимать, что VMI не выгоняет их с работы, а лишь высвобождает некоторое время, которое можно посвятить другим важным вещам. Сотрудники должны четко понимать, что именно означает VMI для компании и каковы причины ее внедрения.
  • Синхронизация данных
    Синхронизация данных поставщика и дистрибьютера — это одно из важнейших преимуществ VMI. Синхронизация означает полное соответствие данных о товаре производителя с данными дистрибьютера. Остались ли устаревшие товары? Правильные ли артикульные номера? Правильно ли вводятся новые товары в базу данных дистрибьютера. Все изменения товарного каталога должны быть оперативно обновлены партнерам VMI. Очень важна правильная синхронизация данных как перед началом проекта, так и в течение дальнейшей работы.
  • Тестирование системы обмена информацией
    Также очень важно выделить достаточно времени на тестирование системы обмена данными (например, EDI). Соответствует ли количество доступного товара на складе дистрибьютера информации у поставщика? Правильно ли обновляется информация о проданном товаре? Может понадобиться несколько попыток в тестировании системы EDI.
  • Утверждение и измерение
    Дистрибьютор должен понимать методы и принципы расчета плана потребности, выполняемой поставщиком. У дистрибьютера не должно возникать вопроса «почему они нам столько отправили». Дополнительно должны быть установлены целевые показатели товарооборота, целостности заказов, уровня сервиса и др. Дистрибьютер должен регулярно отслеживать их соответствие фактическим показателям и реагировать на отклонения.
  • История точечных продаж
    Дистрибьютер должен владеть историей точечных продаж, как минимум на последние 1−2 недели, чтобы поставщик имел оперативный доступ к данным. Данные должны регулярно и четко обновляться средствами электронных систем обмена данными (EDI).
Возможные риски внедрения системы VMI

Помимо явных преимуществ внедрение системы VMI накладывает определенные риски, которыми нужно быть готовым управлять:
  • Проблемы с системой обмена данными (EDI)
    Тестирование системы EDI должно быть полным и долгим. Все ли данные передаются корректно? Все ли поля электронного сообщения корректно заполнены? Правильно ли воспринимает сообщения внутренняя учетная система?
  • Вовлеченность персонала
    Нужно быть уверенным, что все вовлеченные отделы компании понимают и принимают новый процесс ведения бизнеса. Все вовлеченные люди должны прежде всего иметь желание действовать, а не просто быть обязанными участвовать в формировании нового процесса.
  • Промоактивность и скидки
    Всё, что касается нерегулярных операций, должно своевременно и в полном объеме сообщаться поставщиком всем функциям, участвующим в процессе.
  • Клиентская база
    Поставщик должен быть оперативно информирован о любых клиентах, новых или закрывающихся, а также о том, каким образом они влияют на продажи.
  • Избыток или дефицит товара
    Между поставщиком и дистрибьютером должно быть достигнуто соглашение о порядке действий в случае возникновении товарного дефицита или избытка.
  • Время
    Все стороны должны понимать, что VMI — это процесс, связанный с получением нового опыта, поэтому его невозможно стабилизировать в первый же день запуска. Возникновение ошибок неизбежно, и нужно быть готовыми к этому.
Этапы внедрения VMI

Программная технология VMI реализуется на следующих этапах:
  • 1
    Оценка готовности к реализации концепции VMI как со стороны производителя (организационная, материальная), так и со стороны дистрибьютеров (готовность предоставлять производителю актуальные и точные данные для анализа и планирования отгрузок).
  • 2
    Информирование о существенных условиях проекта и ожиданиях всех заинтересованных сторон. Разъяснение системы и принципов функционирования VMI.
  • 3
    Обеспечение поставщиком технических и организационных условий для надежной передачи, получения и использования информации.
  • 4
    Исследование, моделирование и оптимизация бизнес-процессов для наиболее эффективного функционирования внедряемой VMI-модели.
  • 5
    Внедрение VMI, оценка результатов, корректировка.
Схема процесса VMI

Технология предлагаемого программного обеспечения подразумевает следующий процесс работы VMI:
Сначала на основе программного центра анализа VMI происходят процессы создания кодов товарной номенклатуры, установки параметров пополнения, анализа исторических данных, прогнозирования спроса, ввода информации о промоакциях и непрогнозируемых всплесках продаж, вывода или замены устаревшей товарной номенклатуры.

Затем запускается циклический, автоматизированный программным обеспечением процесс VMI. Он начинается с формирования заказов на поставку, которые автоматически создаются на основе параметров пополнения. После происходит физическое пополнение запаса, продажа товара и обновление центра анализа VMI информацией о продажах через систему обмена электронными сообщениями (EDI). Далее цикл повторяется.


СЕОС успешно внедряет собственные решения по автоматизации и организации процессов на каждом этапе цепи поставок — от прогнозирования спроса и формирования заказов до пополнения, управления складским запасом и оптимизации каналов сбыта. Наша экспертиза и опыт в подготовке, запуске, интеграции самих VMI-проектов, а также связанных с ними процессов, позволяют компаниям-клиентам свести к минимуму практически все риски, получить значительные конкурентные преимущества и возможности существенно расширить свою долю на рынке.